Литературный сайт Аркадия Хасина

Как я познакомился с японской полицией.

В огромном потоке автомобилей, которые мчатся сегодня по улицам Одессы, редко можно увидеть старенькую «японку» с правым рулем и вынесенными на капот зеркалами заднего вида. Но лет двадцать назад такие «японки», - «тойоты», «мазды», «ниссаны», «сузуки». - наравне с отечественными «жигули» были у одесситов основным видом транспорта.

Начатая Горбачевым «перестройка» дала советским людям много свобод, немыслимых в СССР до него. Морякам, например, разрешили брать в заграничные рейсы жен, о чем в прежние времена нельзя было даже подумать. А главное - разрешили беспошлинно ввозить в Советский Союз купленные за границей автомобили.

На новые модели денег у моряков не хватало. Привозили старые, поддержанные, которые покупали в Германии, Бельгии, Голландии и в других европейских странах.

Но основной поток таких автомобилей шел из Японии. Суда Черноморского пароходства регулярно ходили в эту страну, доставляя туда хлопок и марганцевую руду. А оттуда привозили в СССР текстиль, строительную технику и трубы большого диаметра для газопровода, который тянется сегодня из России по Украине в страны Западной Европы.

В Японии поддержанные автомобили стоили очень дешево: 200 -300 долларов. Купить их мог любой матрос. И, несмотря на возраст, все японские автомашины были в хорошем состоянии.

Пароходство в те годы охватила настоящая «автомобильная лихорадка». Когда какое-нибудь судно шло на Японию в состав экипажа включались дублеры. Этими дублерами были работники отдела кадров, диспетчеры, инженеры различных служб и даже пожарные инспекторы.

А когда судно возвращалось в Одессу или в Ильичевск японские автомобили стояли на крышках трюмов, на шлюпочной палубе, на баке и на корме.

Мне тогда с Японией не везло. «Аркадий Гайдар», на котором я работал стармехом, стоял на индийской линии. Мы возили в Индию оборудование для строящегося там Советским Союзом металлургического комбината, а в обратный рейс брали в индийских портах джут или чай.

Но однажды и для нас настал «момент истины», как назвал этот день капитан, Виктор Алексеевич Бовжученко. Не знаю, какие пороги начальственных кабинетов он оббивал, но после выгрузки в Ильичевске индийского чая к нашему борту стали подвозить хлопок. А это означало – Японию!

Пока шла погрузка стали прибывать к нам дублеры. Дублер капитана, дублер старшего помощника, старшего механика, второго и третьего механиков.

Дублера капитана поселили в лоцманской каюте, дублеров старпома и стармеха в лазарете, а дублеров механиков в судовой библиотеке, где они спали на надувных матрацах.

В день отхода в моей каюте появилась полная, модно одетая дама. Извинившись, что отрывает меня от дел и присев на предложенный мной стул, она сказала, что ее сын назначен к нам мотористом. Назвав его фамилию, она стала просить, чтобы ее мальчика никто не обижал. Она слышала, что моряки любят издеваться над новичками.

Я успокоил ее, сказав, что у нас хороший экипаж и ее сына никто обижать не станет.

Уже уходя, она протянула мне бумажку с номером телефона:

- Пусть мне позвонит ваша жена. Я заведую продуктовым магазином и обеспечу ее любым дефицитом!

Продовольственные магазины были тогда пусты. За любым продуктом, который, как говорили в Одессе, «выбрасывали в продажу», приходилось выстаивать в длинных очередях. Но, не знаю почему, я не принял предложенный этой дамой телефон и, отведя ее руку, повторил: «Не беспокойтесь, никто вашего сына обижать не будет».

Сын ее оказался ленивым и недисциплинированным парнем. На вахту опаздывал, без спроса вахтенного механика мог уйти из машинного отделения покурить и, усевшись с сигаретой на корме, мог подолгу наблюдать за полетом чаек, забывая, что нужно вернуться в машинное отделение и достоять вахту.

Я несколько раз вызывал его, объясняя что в море так себя не ведут. Но, слушая мои наставления, он смотрел на меня такими насмешливыми глазами, что я понимал: перевоспитывать этого избалованного «мальчика» бесполезно. Выход был один: терпеть его до конца рейса. А там – вернуть маме…

По выходу из Одессы мы знали, - идем в несколько японских портов – Иокогаму, Кобе и Осаку. Но на подходе к Японии, радист принес капитану радиограмму от грузополучателя: «Хлопок выгружать на Окинаве, в порту Наха».

И тут заволновались наши дублеры. Хотя 2 сентября 1945 года, после разгрома советскими войсками Квантунской армии и двух атомных бомбардировок американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки, в Токийском заливе на американском флагманском линкоре «Миссури» в присутствии представителей советского и американского военного командования был подписан японцами акт капитуляции и война для них закончилась, американцы, оккупировав в том же году японский остров Окинаву,устроили там свою военно – морскую базу, которая находится на Окинаве много лет.

В телевизионной передаче «Международная панорама», популярной в советские времена, журналисты-международники неоднократно говорили, что хозяева на Окинаве американцы и местное население часто проводит демонстрации с требованиями освободить остров от американского присутствия. А раз американцы там хозяева, говорили наши дублеры, и у них там военно-морская база, на берег нас не пустят!

И действительно, подходя к Нахе, мы увидели стоящий на рейде американский авианосец. На его огромой палубе серебрились на солнце десятки самолетов. Некоторые из них с оглушающим ревом срывались с места и взлетали, уносясь в синеву неба. А за авианосцем виднелось еще несколько военных кораблей.

Но с приходом в Наху волнения наших дублеров оказались напрасны. Как только закончилась швартовка и матросы спустили трап, на причале остановилась небольшая «тойота». Из нее вышел японец. Быстро поднявшись к нам на борт, он прошел к капитану. Это был представитель японских властей. Побыв недолго у капитана, оформив наш приход, он спустился на причал, сел в машину и уехал. Выход на берег был свободен!

Уже к вечеру того дня на причале возле «Аркадия Гайдара» стояло несколько поддержанных «тойот» и микроавтобус фирмы «сузуки». Возле машин суетились их счастливые владельцы, наши дублеры.

Теперь их волновал новый вопрос. Как поднять машины на борт. Успокоил их капитан, сказав что договориться со стивидором и портальный кран, который будет нас выгружать, по окончании выгрузки поднимет машины на борт.

Я не торопился с покупкой машины. Капитан сказал мне, что выгрузка продлится дней десять и посоветовал: «Город большой, нужно походить по местам куда японцы пригоняют на продажу свои поддержанные машины, присмотреться, приценится, и тогда покупать».

Помполита у нас уже не было. Рейс, о котором я рассказываю, проходил в октябре 1991 года. А после августовского путча, произошедшего в Москве в том же году, после чего была упразднена Коммунистическая партия Советского Союза, помполитов списали и в заграничных портах мы могли увольняться на берег не группами, как это было при них, а по одному

В город я отправился на следующий день по приходу на Окинаву.

В Японии я бывал и до «автомобильной лихорадки», и Наху увидел такой, какими видел и другие японские города. Они ни чем не отличаются друг от друга. На окраинах - небольшие домишки, которые украшают усаженные цветами миниатюрные палисадники. В деловых кварталах - высокие здания. В центре - длинные торговые ряды. А стоит только выйти за ворота порта, как на каждом шагу попадаются небольшие ресторанчики, у входа в которые раскачиваются на ветру и мелодично позванивают разукрашенные иероглифами японские фонарики. А в витринах этих ресторанчиков выставлены муляжи блюд, - такие аппетитные, что глядя на них сразу хочется есть!

Походив по городу, я увидел стоянку поддержанных машин. В небольшом помещении похожем на будку сторожа сидел пожилой японец и читал газету. А среди машин, громко переговариваясь, ходили двое покупателей. Это были болгарские моряки, такие же охотники до поддержанных японских машин, как и мы.

На лобовом стекле каждой машины крупными цифрами были написаны цены. Самая дорогая «тойота», типа нашей «Волги», стоила 500 долларов. Собираясь в город я взял с собой всего 50, так что купить в этот день машину все равно не мог, и со спокойной душой пошел обедать в первый попавшийся ресторанчик.

В порт вернулся к вечеру. Подходя к «Аркадию Гайдару», я увидел стоявшую у трапа полицейскую машину. Возле машины двое полицейских разговаривали с нашим капитаном.

Когда я подошел и поздоровался, капитан, показав на меня, сказал по-английски полицейским:

- Вот стармех.

Полицейские заулыбались, а один из них, распахнув заднюю дверцу машины, пригласил нас садиться.

- Что случилось? - спросил я капитана.

Он пожал плечами:

- Приедем в полицию, узнаем.

Сев в машину, я со страхом подумал, что несмотря на строжайший запрет и опломбированные забортные клапаны вахтенный механик снял, наверно, пломбы и откатал за борт из льял машинного отделения грязную воду. А это – огромный штраф!

Словно угадав мои мысли, капитан сказал:

- За бортом у нас чисто. Скорей всего кто-то из мотористов задержан в городе. Поэтому полицейские ждали вас, стармеха. А за что задержали, скоро узнаем.

Когда мы приехали в полицию, японцы провели нас в кабинет с зарешетченными окнами. В кабинете сидел седой японец и что-то быстро писал. При виде нас, он встал, поздоровался и показал на стоявшие у стены стулья.

Мы сели, и через несколько минут в кабинет ввели в наручниках моториста, мама которого так беспокоилась, чтобы никто его не обижал. Вид у него был такой жалкий, что я его не сразу узнал. Вместе с ним в кабинет вошел переводчик.

И тут - все выяснилось.

Оказалось, перед уходом в рейс мама снабдила этого наглеца десятью банками черной икры. Зная, что в Японии черная икра дорогая, мама была уверена, что за деньги, которые сын выручит от продажи икры, он купит машину

В японских портах проходных нет. При выходе из порта никто никого не досматривает, и он, положив свой товар в сумку, спокойно вышел в город.

Зайдя в продовольственный магазин, узнав сколько стоит черная икра и поняв, что за проданный товар можно купить не одну, а две поддержанных машины, он пошел искать свою «японку».

Долго искать не пришлось. Поддержанные «тойоты», «мицубиси» и «мазды» продавались неподалеку. Выбрав одну из них, он зашел в помещение, где сидел хозяин стоянки, выложил перед ним банки с икрой и показал на приглянувшуюся ему машину.

Японец сразу не понял, что от него хотят. А когда понял, позвонил в полицию. Так парень оказался в полицейском участке.

Седой японец, в кабинете которого мы сидели, и куда ввели в наручниках нашего моториста, был начальником полиции. Он сказал, что поступок члена нашего экипажа является контрабандой и за это ему полагается тюремный срок. Но учитывая его молодость и то что сделал он это не по злому умыслу начальник полиции отпускает его с условием, что пока «Аркадий Гайдар» будет находиться в Нахе или пойдет в другой японский порт, выход на берег для нашего моториста запрещен!

После этих слов начальник полиции попросил капитана и меня подписать соответствующую бумагу и приказал стоявшим у дверей полицейским снять с задержанного наручники.

На прощание начальник полиции пожал нам руки и пожелал счастливого плавания. А полицейские отвезли нас на судно.

Так закончилась для незадачливого коммерсанта «автомобильная лихорадка». А по возвращению в Одессу он был списан с судна и уволен из пароходства, которое вскоре и само перестало существовать…

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom