Литературный сайт Аркадия Хасина

«Ножки Буша»

Из истории Черноморского морского пароходства

В 1970 году в Италии по заказу Советского Союза было построено пять рефрижераторных судов. Их назвали именами героев гражданской войны, воевавших в Красной армии против белогвардейцев: «Василий Чапаев», «Сергей Лазо», «Николай Щорс», «Александр Пархоменко», «Григорий Котовский». Приказом министра морского флота СССР эти суда были переданы Черноморскому морскому пароходству.

Помимо продукции судостроительных заводов в Николаеве и Херсоне, которые строили суда для ЧМП, пароходство получало новые суда из Финляндии, Дании, Германии, Польши и Югославии. Флот пароходства был огромен и ходил по всему миру. Но пять рефрижераторов итальянского здания ходили только в Южную Америку. Там они грузились бананами, которые доставлялись в порты Западной Европы.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев. К тому времени экономика СССР была не в лучшем состоянии, а через несколько лет перестройки стало еще хуже: продуктовые магазины оказались почти пустыми, за каждым пустяком людям приходилось стоять в длинных очередях.

Пытаясь спасти положение и как-то пополнить магазины продуктами, Горбачев заключил с тогдашним президентом США договор Джорджем Бушем-старшим на поставку в Советский Союз куриных окорочков. Их народ сразу прозвал «ножками Буша». Доставкой этих бедрышек в СССР стали заниматься пять рефрижераторных судов, которые я назвал выше.

Начав в Советском Союзе перестройку, Горбачев отменил многие составляющие советского образа жизни. На флоте он упразднил должность помощника капитана по политической части. Помполиты были на каждом советском судне, они следили за политическими настроениями моряков и писали доносы в КГБ, сломав не одну морскую судьбу. Продолжая реформы, Горбачев разрешил морякам брать в зарубежные рейсы жен, что раньше было категорически запрещено.

А еще в результате горбачевской "перестройки" в Черноморском морском пароходстве один за другим стали исчезать суда. Одни списывали по старости и продавали на металлолом, а другие шли под управление иностранных судоходных компаний. Я не знаю, в чьи карманы шли деньги от этих соглашений, но Украина потеряла свой торговый флот. Из пяти рефрижераторных судов в ЧМП, которое доживало свои последние дни, осталось только одно – «Александр Пархоменко». Этот рефрижератор и доставлял в Одессу «ножки Буша».

В один из таких рейсов второй механик этого судна взял с собой жену. При советской власти она работала инструктором райкома партии, привыкла всех наставлять и писать всевозможные кляузы. Это была вздорная женщина, которая начала придираться к судовой буфетчице: то буфетчица давала ей погнутую вилку, то плохо вымытый стакан или упрекала ей за то, что редко поливает в кают-компании цветы.

При переходе через Атлантический океан судно качало. И как это было обычно в морской практике, во время качки буфетчица стелила на стол влажные скатерти, чтобы не ездила посуда. И тут жена второго механика тоже находила повод для придирок – ей на влажной скатерти неудобно обедать.

После выхода в обратный рейс из США рефрижератор, загруженный «ножками Буша», попал в сильный шторм. От стремительной качки вышла из строя морозильная камера, где хранились мясные продукты. Протухшее мясо пришлось скормить акулам. Когда шторм затих, капитан решил открыть один из трюмов и дать на стол экипажу «ножки Буша». Н

Но после прихода в Одессу жена второго механика написала в транспортную прокуратуру донос. В этом доносе было указано, что груз, перевозимый рефрижератором, разворовывается экипажем. Скандал разразился страшный. Капитана и старшего помощника не просто вызывали на допросы в прокуратуру, а отдали под суд.

Не помню, какое они понесли наказание. Но вскоре рефрижератор «Александр Пархоменко» был продан, как и другие сюда пароходства. И «ножки Буша» возить уже было некому.

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom