Судьба капитана
Из истории Черноморского пароходства
Если пройтись по Одессе и вчитаться в название улиц, то можно увидеть, каким многонациональным был и есть наш город: греческая, еврейская, болгарская, Запорожская, Ивана Франко, Богдана Хмельницкого, Итальянская, Французский бульвар, Ришельевская (в честь герцога Дюка де Ришелье, первого градоначальника Одессы, чей памятник стоит на Приморском бульваре, как всемирно известная визитная карточка нашего города). И, наконец, Дерибасовская, в честь гражданина Испании Хосе де Рибаса, который считается основателем Одессы.
Жили в Одессе и латыши. С одним из них я был близко знаком.
В 1949 году я, девятнадцатилетний парень, плавал мотористом на пассажирском теплоходе "Львов". Судно ходила по крымско-кавказской линии. Третьим помощником капитана на Львове был Латыш Владимир Вольдемарович Петерсель. Я подружился с ним из-за любви к литературе. У меня была знакомая в букинистическом магазине, которая "доставала" мне редкие по тем временам книги. Владимир Вольдемарович, как-то зайдя в кубрик где я жил, увидел на моей койке "Три мушкетёра" Дюма. Таких книг в свободной продаже не было. Владимир вальдемарович попросил книгу почитать. Мне он тоже стал давать интересную литературу. Так возникла наша дружба.
Однажды он принес журнал "Нева", которыЙ выходил в России в царские времена. Из этого журнала Я впервые узнал о гибели "Титаника". От самого Владимира Вольдемаровича я узнавал много нового из истории пароходства. Он был страстным почитателем парусного флота и рассказывал много интересного о строительстве и рейсах уникальных парусных судов.
Теплоход "Львов" был каботажным судном и все, кто работал на нём, не имели заграничных виз. Был лишён права на загранплавание и Владимир Вольдемарович.
Сразу после окончания Второй мировой войны несколько судов Черноморского морского пароходства ходили на Америку. Среди них был грузовой теплоход "Фридрих Энгельс". Владимир Вольдемарович был на этом судне третьим помощником капитана. Радисткой была красивая восемнадцатилетняя девочка - Леночка Львовская. Владимир Вольдемарович влюбился, и дело кончилось женитьбой. По национальности Елена Львовская была еврейкой. В 1949 году, когда в Советском Союзе глава правительства Сталин развязал антисемитскую компанию по борьбе с "безродными космополитами". Владимира Вольдемаровича вызвали в политотдел пароходства и предложили разойтись с еврейкой. Лена к тому времени была уже уволена. Он отказался - и был лишён заграничной визы. Такие были тогда времена...
Прошло время... Сталина не стало. И однажды встретив Владимира Вольдемаровича в отделе кадров пароходства, я узнал, что он уже плавает капитаном. Владимир Вольдемарович обрадовался нашей встрече. Мы пошли на Приморский бульвар, уселись на скамейку, и Владимир Вольдемарович с нескрываемой гордостью показал фотографию своей жены и сказал: "Посмотри, какая красавица моя Леночка, а эти сволочи хотели, чтобы я с ней развёлся."
Капитаном он был назначен на теплоход "Углеуральск". Это было головное судно большой серии теплоходов, которые строили для ЧМП в Германской Демократической Республике. До встречи с Владимиром Вольдемаровичем для меня понятие "капитан" было связано с романтикой моря. Но тогда при нашей встрече Владимир Вольдемарович показал мне истинную суть капитанской работы. Капитан — это единственная стена между гармонией и хаосом. Он не просто управляет судном, он держит на себе всё: сотни метров стали, 1.000 тонн груза, десятки человеческих жизней. Он - последние, кто покидает судно. Даже если всё кричит: "Беги!" И ни одной души, кто бы помог - только он и его команда. На борту капитан - это судья, отец, дипломат. И крайний По всем вопросам. Он принимает решения - и каждое из них с холодной головой и без права на ошибку. Он может зарегистрировать смерть, может зафиксировать рождение, если это случилось в море. Он не может просто заболеть, не может сказать: "Я устал", его некем заменить, некому пожаловаться, да и некогда. Если судно сядет на мель - виноват он. Всегда он участвует в расследованиях. Он отвечает за всё. Даже за то, что не делал. Он просто поднимается на мостик и будет стоять, пока судно не дойдёт до места назначения.
Хоть времена были уже не "сталинские", "хрущёвские", но советским людям жить стало не легче. За любым продуктом нужно было выстаивать в длинных очередях. И, хотя, Хрущёв выдвинул лозунг: "Через 20 лет поколение советских людей будет жить при коммунизме", - благодаря его поспешным и непродуманным реформам в стране не хватало даже хлеба. Зерно начали закупать за границей: в США, Канаде и в европейских странах. В этих перевозках, в основном, участвовали суда ЧМП.
Однажды теплоход "Углеуральск" на котором капитаном был В.В. Петерсель, с грузом зерна пришёл из Канады в Одессу. После выгрузки судна стало на плановый ремонт в док судоремонтного завода. Рабочие, работавшие в трюмах, выгребли из разных закоулков зерно. С набитыми карманами их задержали на проходной завода. Когда выяснилось, что это произошло на теплоходе "Углеуральск", Капитан В.В. Петерсель был отдан под суд. От тюрьмы его спасло то, что в скором времени, благодаря заговорщикам в Кремле, Хрущёв был освобождён с должности главы государства и отправлен на пенсию. Во главе страны стал Л.И. Брежнев - и дело капитана Петерселя было снято с повестки дня.
А вскоре я узнал, что В.В. Петерсель, избежав судебного преследования, уехал со своей женой в Израиль.
До меня доходили слухи, что он плавает на судах израильское судоходной компании "Zim". В Одессе было представительство этой компании. Находилась на Приморской улице, недалеко от порта. Как-то я зашёл в это представительство в надежде получить хоть какие-то сведения о моём друге, но мне ответили, что таких справок они не дают.
Так потерялись следы капитана Петерселя. А всё, что я о нём вспомнил - рассказал в этой статье.







