Литературный сайт Аркадия Хасина

Под чужим флагом

Крюинг… «Глобал сервис», «Глори маритим», «Гранд марин», «Ориент стар», «Марлоу навигейшн», всех не перечесть. Одесса пестрит иностранными названиями этих крюинговых компаний. В городе их много и все предлагают морякам работу под флагами разных стран.

Есть среди этих компаний хорошо зарекомендовавшие себя, где моряки, подписав контракт и уйдя в рейс, регулярно получают достойную зарплату, и где соблюдаются все нормы хорошей морской практики.

Но есть и другие. И каждый раз узнаешь, что где-то в Африке, в Индии или в другой какой-то стране арестовано брошенное судовладельцем судно с украинским экипажем и, оставшись без денег, бедствующие моряки не могут вернуться домой…

Я проработал на судах Черноморского пароходства много лет. Многое из тех лет забылось. Но навсегда запомнился день - 25 августа 1991 года.

В тот день теплоход «Аркадий Гайдар», на котором я работал старшим механиком, стоял в Египте, на рейде Александрии, куда мы пришли с грузом леса из Финляндии.

Из сообщений по радио мы уже знали о развале Советского Союза. Ночью капитан получил из пароходства распоряжение сменить на судне флаг. И утром того дня экипаж выстроился на кормовой палубе, где по команде капитана Виктора Алексеевича Бовжученко старший помощник капитана Владимир Васильевич Костроменко спустил с кормового флагштока красный флаг несуществующего уже Союза Советских Социалистических республик и поднял желто-голубой флаг независимой Украины.

А потом боцман, вооружив подвеску, поднялся на трубу и срубил на ней символ СССР серп и молот и закрасил белой краской опоясывавшую трубу красную полосу.

Так мы вступили в новую жизнь…

Под флагом Украины мы сделали несколько рейсов на Дальний Восток, а потом получили команду идти в Индию.

Шли через Индийский океан в балласте в полной уверенности, что идем под погрузку чая или джута – традиционных товаров индийского экспорта. Но по приходу в индийский порт Бомбей с удивлением узнали, что наш теплоход, имеющий все документы на годность к плаванию, продан индусам на металлолом.

Домой вернулись самолетом. А вскоре стало известно, что судьба, постигшая «Аркадий Гайдар», постигла и другие суда Черноморского пароходства. Почти все они были проданы, а точнее, разворованы вышестоящим начальством, и гордость Одессы Черноморское пароходство, имевшее в своем составе свыше четырехсот крупнотоннажных сухогрузных судов и шестьдесят пассажирских лайнеров, работавших на международных линиях, пароходство со своими судоремонтными заводами, больницей, базой отдыха моряков, детскими садами, построившее огромный жилой массив на одесских «Черемушках», где моряки бесплатно получали квартиры, пароходство с мировым признанием, зародившейся еще в девятнадцатом веке и с поистине героической историей, перестало существовать.

Несколько непроданных судов были отданы под управление иностранным судовладельцам, и на одном из них мне удалось сделать один рейс.

Экипаж был одесский. Но флаг не украинский, а Багамских островов и порт приписки на корме значился Нассау.

Ходили мы несколько месяцев между Филиппинами и Индонезией. А бункероваться пришли в Сингапур. И тут узнали, что такое новый хозяин.

В советские времена заход в Сингапур для наших моряков был праздником. Здесь получали за весь рейс валюту, и так как на сингапурском Малай-базаре все стоило дешево, загружались «под завязку» всевозможными товарами, которые в те годы имели большой спрос на знаменитом одесском «толчке».

Но когда под флагом Багамских островов мы пришли в Сингапур в надежде получить деньги и купить дефицитные тогда еще у нас товары, то узнали что наш хозяин, грек, управлявший судном из Пирея, денег нам не перевел. А на требование капитана выплатить в Сингапуре экипажу зарплату ответил: «Придете в Пирей, где вас сменит другой экипаж, там и получите деньги».

Но Пирей не Сингапур. И экипаж объявил забастовку.

Приняв бункер, мы еще пять дней стояли на Сингапурском рейде ожидая, чем закончится ожесточенная переписка между капитаном и нашим хозяином.

В один из этих дней к нам нагрянула полиция с требованием сняться с якоря и покинуть рейд. Полицейских послал наш грек. Но капитан объяснил им причину нежелания экипажа сниматься с якоря и полицейские, согласившись, что требования наши справедливы, покинули судно.

Наши трюмы были загружены каучуком. Фрахт был высокий. И наш новый хозяин, теряя из-за нашей забастовки большие деньги, поняв, что под его давлением мы из Сингапура не уйдем, зарплату все же перевел. Но по приходу в Пирей, где нам полагался полный расчет, денег не дал, сказав, что переведет в Одессу.

Ждем до сих пор…

Рассказывая о том рейсе, я вспомнил, как в советские времена меня поразил похожий случай. Но тогда я еще не был знаком со звериной жадностью власть имущих и был уверен, что с нами такое не может произойти.

А случай был такой.

«Аркадий Гайдар» стоял на рейде того же Бомбея в ожидании постановки к причалу. Судов на рейде было много, и ждать пришлось долго.

Как-то утром к нам подошел мотобот со стоявшего невдалеке от нас ржавого неприглядного судна. Флаг на корме мотобота был либерийский. Но моряки, поднявшиеся к нам на борт, оказались югославами.

По их словам их бросил судовладелец. Больше двух месяцев они стояли на рейде Бомбея без зарплаты, а главное без продуктов. Перебивались тем, что ездили по рейду, выпрашивая на других судах хоть какие-то продукты.

У нас всего было в избытке, и мы обеспечили их всем необходимым на несколько недель. Но что было с этими бедолагами потом - неизвестно.

А вскоре столкнулись еще с одним похожим случаем.

Это было в 1976 году в Африке, в Дакаре. В главном порту и столице бывшей французской колонии Сенегале. Грузили мы здесь какао-бобы в мешках на Роттердам. А пришли в Дакар из соседней африканской страны Анголы, где шла гражданская война.

Ангола, которая много веков была португальской колонией, освободившись от своих бывших хозяев, стала на путь строительства социализма. Но нашлись противники этого пути, подняв мятеж с целью свержения законно избранного президента страны Агустиньо Нетто.

Президент обратился за помощью к Кубе и Советскому Союзу. На защиту социализма в Анголе глава кубинского правительства Фидель Кастро послал добровольческие военные отряды. Они прибыли из Гаваны в Луанду на пассажирском пароходе Черноморского пароходства «Адмирале Нахимове», который спустя десять лет, 31 августа 1986 года затонул под Новороссийском от столкновения с балкером «Петр Васёв».

А Советский Союз, откликнувшись на призыв президента Анголы о помощи, стал поставлять его правительству оружие и продовольствие.

Мы привезли в Анголу в порт Луанду десять тысяч тонн риса. И пока выгружались у нас на борту круглосуточно находилась вооруженная охрана.

А охраняли нас потому, что перед нашим приходом диверсанты подорвали выгружавшийся здесь наш черноморский теплоход «Капитан Чирков».

К счастью, никто из моряков не пострадал. От взрыва прикрепленной к днищу судна мины в машинном отделении теплохода образовалась пробоина, куда хлынула вода. Экипажу под руководством капитана Н. Винокура удалось завести на пробоину пластырь. После этого из затопленного машинного отделения с помощью подошедших к поврежденному судну портовых буксиров, моряки несколько дней откачивали воду. Еще несколько дней ушло на просушку в машинном отделении дизель-генераторов и электромоторов, и «Капитан Чирков» своим ходом ушел в Одессу.

Вот такая была история, о которой не принято было тогда писать.

Так вот.

По приходу в Дакар к нам пришли моряки с брошенного в этом порту судовладельцем небольшого сухогруза под мальтийским флагом.

Наши гости были поляки и пришли к нам, как выразился один из них, «За помощью к братьям-славянам».

Было их человек пять, бородатых, голодных, изможденных людей. Капитаном у них был грек, который сбежал, забрав судовую кассу, и положение этих людей было отчаянное.

Наша повариха накормила их. А матрос-артельщик, по распоряжению старпома, нагрузил их таким количеством продуктов, что они еле дотащили их до своего «мальтийца».

Повторю, в те годы я был уверен, нас, советских моряков, никогда не постигнет такая судьба.

Но – ошибся…

И вот теперь, когда смотрю с Приморского бульвара на Одесский порт, где стоят у причалов сухогрузы, контейнеровозы и танкеры под флагами разных стран, с болью и обидой думаю. А где же суда под украинским флагом? Почему у страны, имеющей прекрасные порты на Дунае, Черном и Азовском морях, имеющей судостроительные заводы в Николаеве и Херсоне, где еще с царских времен строились мощные военные корабли и торговые суда, у страны, имеющей мореходные училища и Морскую академию, а главное – многовековую историю морского судоходства, нет своего торгового флота!

Сегодня украинские моряки оббивают пороги крюинговых компаний в надежде получить работу под чужим флагом. Неужели так будет всегда?..

 

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom